У авиадиспетчеров скоро новоселье.

23.08.2010, Звезда Севера №66

Пассажиры, которые попадают в аэропорт села Аян, не могут сдержать удивления при виде нового здания командно-диспетчерского пункта. Возникшее словно по мановению волшебной палочки легкое современное здание красно-белого цвета, собранное из стенных блоков, кажется совсем не из нашей реальности.
Стоит порадоваться, что и до нас дошла хоть маленькая частичка прогресса в строительной отрасли. Корреспондент «ЗС» встретилась с ведущим инженером отдела безопасности по контролю за строительством Аэронавигации Дальнего Востока А.Т. АЛЕШИНЫМ и попросила рассказать, почему в нашем медвежьем углу, в условиях нерегулярности выполнения авиарейсов аэронавигаторы сделали такой подарок.

— Оценив состояние действующего КДП, которое сегодня не отвечает ни в моральном, ни в техническом плане требованиям обеспечения безопасности полетов, руководство ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» филиал «Аэронавигация Дальнего Востока» приняло решение срочно строить в Аяне новый КДП, — сказал А.Т. Алешин. — Тот, что действует сегодня, по нормативам эксплуатации должны были закрыть лет 15 назад. И каждый год инспекция, которая проверяет состояние объекта и выдает сертификат на право управления полетами, учитывая, что аэропорт северный и здесь заменить оборудование сложно, продляет разрешение на год, на два...

Но при этом все понимают, что если сейчас диспетчерский пункт не модернизировать, то через год-два его закроют. И не дай Бог, случится что виновником будет Дальаэронавигация, которая не смогла обеспечить безопасность полетов. Исходя из ситуации, необходимо было искать пути, как построить новый КДП быстро и экономично. Согласно смете строительные работы обошлись в 8,5 млн. рублей. Изготовление здания — в 3 млн. 340 тыс. рублей; монтаж и доставка всех конструкций — 4 млн. 200 тыс. рублей; услуги монтажного крана за каждые сутки стоили 28 тыс. рублей.

Так как территория аэропорта находится в устье горной реки Уйка, которая в период весеннего и осеннего половодья прорывает дамбы и периодически затапливает то здание дизельной, то взлетно-посадочную полосу, было решено поднять уровень площадки, на которой находится здание КДП.

Здание работает в автономном режиме, так как имеет собственный генератор мощностью 32 кВт, а на случай сбоя в его работе предусмотрена система аккумуляторов мощностью 16,5 кВт, которая на 38 часов обеспечит работу всего оборудования.

Место расположения диспетчерского пункта выбрано не случайно, а исходя из строго определенных норм. Диспетчер с рабочего места должен видеть начало и конец взлетно-посадочной полосы, чтобы наблюдать за взлетом и посадкой самолетов.
Автоматический радиопеленгатор дает точный курс для посадки самолета относительно полосы, а отдельная Приводная радиостанция (ОПРС) контролирует заходы и подходы самолета в зону аэропорта. Как сказал А.Т. Алешин радиопеленгатор, который был установлен еще 2 года назад, позволяет посадить самолет в условиях плохой видимости, допустим, в туман. Но в Федеральных авиационных правилах, которые действуют на сегодняшний день, записано, что в горной местности одного навигационного оборудования недостаточно, полоса должна быть обозначена горящими огнями. Если их нет, независимо от того, современное оборудование или старое, посадка самолета в тумане не разрешается. Идет отказ по метеоусловиям.

Строительство новых КДП на Севере — это скорее политическое решение, так как они не окупятся никогда, но безопасность полетов во многом, это и психологическая безопасность.

Анатолий Терентьевич отметил, что в строительстве объекта самыми трудными были не технические моменты, а то, что Структуры, казалось бы, напрямую зависящие от безопасности полетов, абсолютно не заинтересованы в ней. Первый парадокс — территория аэропорта, в частности, взлетно-посадочная полоса закреплена за КГУП «Хабаровские авиалинии» (директор Н.Н. Уклонский), а земля за ограждением взлетного поля принадлежит лесхозу, но через десяток метров снова начинается земля аэропорта. Земля лесхоза — государственная собственность. И хотя на ней нет ни одного кустика, так как это была проезжая часть дороги, но отведения ее под строительство КДП нужно было добиваться через Москву. При содействии служб аэропорта Мунук, в частности, начальника Ю.И. Кузнецова и исполняющей обязанности начальника Н.В. Шмидт здание было построено за месяц. Так быстро в наших условиях ещё никто не строил. Но факт остается фактом. 9 июля строители приступили к монтажным работам. 9 августа здание было готово к монтажу навигационного оборудования. Большую помощь в подготовке документов оказали специалисты комитета по управлению муниципальным имуществом администрации района, и Анатолий Терентьевич отмечает высокий уровень их квалификации.

Кроме Дальаэронавигации в строительстве были задействованы два подрядные организации. Изначально домостроительный комбинат получил заказ от Дальаэронавигации на изготовление модульных конструкций, в технических характеристиках которого указывается расположение всех приборов и оборудования. Завод-изготовитель разработал проектно-сметную документацию, специалисты ДСК, как главного подрядчика, изготовили и смонтировали блоки. Второй подрядчик — строители, которые делали коммуникации, отсыпали призму, строили ограждение.

Сразу после завершения строительства здания в Аян прибыли специалисты электрослужбы и эксплуатации радиотехнического обеспечения средств связи, которые сейчас занимаются установкой оборудования диспетчерского пункта. Полная сдача этого объекта в эксплуатацию произойдет в декабре. Тогда вместе соберутся все подрядные организации, которые принимали участие в его создании. Конечно, летать чаще и лучше мы от ввода нового КДП не будем, но спокойствия и уверенности в собственной безопасности во время полетов это все-таки прибавляет.

Татьяна Соловьева.

Статья в формате PDF

Источник: http://Звезда Севера №66


Смотреть все публикации